Купить автомобили ГАЗ на метане

Интересное

Основная проблема

Самая главная проблема — у нас в стране пока очень мало специализированных газовых заправок. Сейчас их около 500, причем большинство — в европейской части страны.

Лет десять назад компания Volkswagen вдруг решила продвигать на нашем рынке самую разную технику на ГМТ, в том числе и легковую. Я взял на тест очень симпатичный “каблучок” Caddy и пришел в полный восторг — на одной заправке в городе проехал порядка 500 км. Но потом замучался искать источник газа — в ту пору в столице метаном можно было заправиться на четырех (!) автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС), причем все были расположены за МКАД, и везде были очереди на заправку из десятков автобусов.

Основная разница

Метан имеет ряд преимуществ:

  • Сниженная
    взрывопожароопасность – метан легче воздуха, и при утечке сравнительно легко
    выветривается.
  • Самое экологичное
    топливо – сгорает практически полностью, с образованием углекислого газа и
    воды, вообще не засоряет двигатель. Знаменитые “метанобусы”, проезжая мимо,
    вообще не оставляют за собой дыма, копоти, запаха. Если на метане, например,
    ездит 20-тонная фура, то, остановившись где-то на перекрёстке или возле
    проблемного поворота, она не загрязняет воздух – сколько бы она там ни
    простояла, люди вообще не чувствуют, что воздух стал грязнее, как это бывает с
    бензиновыми и дизельными автомобилями.

Недостатков у метана, однако, больше:

  • Давление в 270 атмосфер,
    необходимое для закачки сколько-нибудь приличного запаса метана в баллон.
  • Цельнометаллические
    баллоны – очень тяжёлые, т. к. их стенки должны быть очень толстыми, дабы
    выдержать давление в сотни атмосфер.
  • Пониженная отдача
    двигателя – до 20% меньше, чем с бензином или другими разновидностями топлива.
  • Всего 15-20% заправок
    России оборудованы метановой АГЗС – фактически, каждая 5-я или 6-я на вашем
    пути.
  • Самое дорогостоящее
    газобаллонное оборудование – дороже метановой лишь водородная станция.

У пропана, в свою очередь, больше преимуществ:

  • Значительно снижена – по
    сравнению с метановой — стоимость ГБУ на машине.
  • Современные карбюраторы
    и их электронное управление расходом топлива лучше позволяет подстроить вашу
    машину под расход пропана.
  • Большая совместимость в
    гибридных (двутопливных) машинах – из-за меньшей задержки при переключении вида
    топлива (с бензина на пропан и обратно).
  • Меньшее, чем у метана, в
    десятки раз давление, нужное для сжижения пропана – на АГЗС не нужны
    сверхмощные компрессоры.
  • Меньший вес баллонов – возможно использовать композитные баллоны,
    с применением пластика. Тому
    пример – полностью металлическая и зажигалка с пластиковым резервуаром.
  • Возможность подмешать
    бутан и изобутан – это позволяет ещё почти на порядок облегчить процесс
    заправки, причём на морозе бутан и изобутан сжижаются без повышенного давления
    вообще.
  • Примерно такая же отдача
    двигателя, как на бензине.
  • Примерно такая же
    экологичность, как и у метана – все летучие углеводороды сгорают полностью, с
    образованием лишь воды и углекислого газа.

Единственным недостатком пропана является его
взрывопожароопасность – он тяжелее воздуха, его не выветришь, не открыв двери (или
багажник машины – смотря где происходит утечка), он скапливается внизу, и
малейшая искра приведёт к взрыву и пожару из-за скопившегося газа.

“лада” на газу с завода

Что касается новых моделей Lada, работающих на газу, “ГАЗ” приостановил выпуск новых моделей
машин с предустановленным газобаллонным оборудованием. И хотя преимущества
автомобилей на газу налицо (быстрая окупаемость главным образом по затратам на
топливо), обратите внимание на модели, уже снятые с производства. Найдёте ли вы
абсолютно новую машину “Лада” именно на газе, зависит от ассортимента
автосалонов, ещё не распродавших данные автомобили.

А если “ГАЗ” и делает ставку на газотопливо –
всё ещё можно найти машины с двухтопливным двигателем, работающим на газе и
бензине попеременно, например, новая Lada Vesta CNG. Подавляющее же
большинство новых машин “Лада”, представленных на офсайте производителя,
работают в основном на 92-м и 95-м бензине. Альтернативой может послужить Priora CNG.

А ты не воруй!

Собственно, теперь о проблемах. О недостаточном количестве заправок речь уже была. Теперь о “бытовухе”. Главная тема обсуждения сегодня среди владельцев газовых автомобилей и тех, кто только собирается перейти на газ, — как зарегистрировать автомобиль. Да, если купить на заводе уже готовый — это здорово, но он стоит на 15–20% дороже базового (бензинового или дизельного).

Ведь для этого надо пройти несколько кругов ада, причем с непредсказуемым результатом. Сначала надо сделать “предварительную техническую экспертизу автомобиля на возможность установки газобаллонного оборудования (ГБО)”, получить разрешение, найти лицензированную мастерскую, а после переоборудования “произвести испытания на соответствие безопасности транспортного средства техническому регламенту” в аккредитованной испытательной лаборатории.

Биотопливные автомобили

Биотопливо
– это этанол, метанол и биодизель. Вообще, биогенное горючее — любое вещество,
поддерживающее горение, произведённое живыми (микро)организмами. В России
получить спирт не проблема – самогонщики тому пример – а вот биодизель является
куда более затратной статьёй для отечественной экономики.

К
сожалению, рекомендованные именно к езде машины — с припиской Biofuel в названии модели, не путать c Bifuel/Ecofuel, — если и существуют, то их по
пальцам пересчитать, например, Bentley Extreme BioFuel.
Однако многие современные авто, особенно иномарки, ездящие на бензине, можно
перевести на гибрид – топливо E10/E15, в которых соответственно 10 и
15 процентов спирта, остальное – обычный нефтебензин.

За и против

Помимо экономии на топливе, газовое оборудование позволяло серьезно очистить выхлоп. Несмотря на несовершенство систем газового питания, машины на сжатом газу (метане) обеспечивали чистоту выхлопа почти на уровне современных авто. А работающие на сжиженном все равно имели заметно более чистый выхлоп, чем бензиновые, за счет лучшего испарения и качества сгорания топливовоздушной смеси.

Разумеется, очевидные минусы у такого решения были. Во-первых, при работе на газу мощность низкооборотных бензиновых моторов заметно снижалась. Во-вторых, запас хода уменьшался минимум вдвое, а у машин на сжатом газе еще и снижалась грузоподъемность – масса баллонов составляла больше тонны. И к тому же увеличения долголетия моторов, как это описывалось в тогдашних учебниках для автотранспортных техникумов, не происходило. Прогорали клапаны, прокладки ГБЦ, периодически «стреляло» во впуск, повреждая топливную аппаратуру.

Новое мышление

В то же время точно подсчитать, сколько по России колесит автомобилей на ГМТ, довольно сложно. Дело в том, что еще пару лет назад процедура перерегистрации после перевода двигателя на газовое топливо, мягко говоря, была необязательной. Поэтому большая часть транспорта на пропан-бутане… числится в бензиновых рядах.

Хотя на самом деле таких машин у нас 1,5–2 млн. Еще примерно 300 тыс. автомобилей, работающих на метане. Но в ожидании большого спроса практически все российские автозаводы серийно выпускают газомоторную технику: по дорогам России уже колесят грузовики, автобусы и легковушки Bravis, ГАЗ, “Kамаз”, ПАЗ, УАЗ, “Волгобас”, “Лиаз”, КАВЗ, “Нефаз”, “Урал” и “Лада”.

Очевидные преимущества

Хотя преимущества вроде бы налицо. Главное — экономичность: кубометр метана стоит на заправках 15–16 рублей, а эквивалентный ему литр 95-го бензина — 46–48 рублей; дизельного топлива — 45–47 рублей. Трехкратная выгода. Кроме того, современный двигатель, выпущенный на заводе именно для работы на ГМТ, имеет ресурс в 1,3–1,5 раза выше, чем обычный.

Плюсы и минусы авто на
газу с завода

Заводская
машина, работающая на газе, как ранее отмечалось, не нуждается в
доукомплектовке/переоборудовании на ГБО. Ответственность за качество несёт
производитель – в случае поломки до истечения гарантийного срока сервисные
работы выполняются бесплатно либо с большой скидкой.

К минусам
машины, не рассчитанной на бензин/биодизель/спирт/водород, ездящей изначально
на газе, при переходе с газотоплива автовладельцу предстоит вложиться в замену
ГБО на соответствующее оборудование. То же самое относится и к случаям
переоборудования топливного авто на электромобильную комплектацию.

Прозрачное газовое будущее

По мнению многих (как отечественных, так и зарубежных) экспертов, в обозримом будущем замены традиционным двигателям внутреннего сгорания в массовом автомобилестроении не предвидится. Да, электромобиль — это здорово, перспективно, экологично… но только при использовании в городских условиях. И при наличии государственной поддержки в виде самых разных субсидий и льгот.

Тут в виде единственной же (пока) альтернативы выступают те же привычные ДВС, только работающие на природном газе. Это решает проблемы и экономии, и экологии. Но чтобы такой процесс пошел в массовом порядке, нужна развитая сеть самых разных АГНКС по всей стране, а также льготы для тех граждан и компаний, которые хотели бы пересесть на автомобили на ГМТ.

Риск взрыва

С безопасностью все достаточно просто. Газовый баллон высокого давления – штука достаточно прочная, и даже если его повредить, метан довольно быстро рассеется в атмосфере – он легче воздуха. Вот только если баллон нагреть (например, если загорится колесо), то пиши пропало. Как взрываются газовые баллоны, вы, наверное, видели в новостях.

Баллоны низкого давления, для пропан-бутановой смеси, которые стоят на 90% всех газобаллонных машин, совсем не так прочны, лишь немногим прочнее обычного бензобака. Гвоздиком их не пробить, но при аварии они ломаются легко. А смесь нефтяных газов в них тяжелее воздуха, и потому рассеивается крайне неохотно, создавая концентрацию, достаточную для возгорания.

Учитывая, что ставят такие системы «на коленке», то качество сборки может колебаться от отвратительного до удовлетворительного. В большинстве газобаллонных машин пахнет газом – это означает, что постоянно есть небольшая утечка. А при любых авариях риск утечки и возгорания возрастает кратно.

Стахановские темпы

Чтобы решить эту проблему, в стране в последние несколько лет новые станции строятся поистине стахановскими темпами — по 30–50 в год. В этом году, по словам председателя совета директоров “Газпрома” Виктора Зубкова, планируется ввести в строй 100–120 газовых заправок, а в дальнейшем открывать до 200 ежегодно.

Установка газобаллонного
оборудования на авто

Как ранее
отмечалось, покупать самому ГБО и пытаться установить самостоятельно или с
помощью более компетентного соседа/друга/знакомого не стоит. Обратиться лучше
всего сразу в авторизованный автосервис.

До того,
как в вашу машину поставят ГБО, уточните следующее:

  • На
    сколько литров сжатого или сжиженного газа рассчитан баллон, и где он будет
    располагаться?
  • Где будет располагаться заправочный
    вентиль, к которому присоединяется пистолет АГЗС? Лучше всего
    его установить рядом с бензиновой задвижкой.
  • Мультиклапан
    должен работать на электромагнитной основе – это повысит вашу безопасность.
  • ГБО какого поколения вам установят?
    Рекомендуется ставить ГБО не старше 4-го. Все ли
    запчасти будут соответствовать этому поколению?
  • Периодичность
    проверки ГБО. Система должна проработать до следующего ТО не менее, чем с
    10000-километровым пробегом машины.
  • Расход
    газа – в реальных условиях литраж газа будет до 15% больше, чем у бензина, при
    совпадающих значениях требуйте, чтобы они такими и оказались на практике.
  • Доступность
    топливного переключателя – лучше всего его установить на приборной панели или
    непосредственно рядом с ней.
  • Наконец,
    гарантийный срок – гарантия нужна, когда качество работы дало слабину, ГБО
    отказало, или работает недостаточно эффективно.

После
ожидания оговоренного срока работа должна быть завершена. Уточните
следующее:

  • Пусть
    вам укажут, где расположены основные блоки и узлы ГБО: блок управления, баллон,
    газофорсунки, газоредуктор, переключатель, фильтры, предохранитель для
    экстренного отключения установки и т. д. – при неудовлетворённости сервисом вы
    обратитесь в другой автосервис, где опишете новому мастеру, где какие части и
    блоки ГБО расположены.
  • Правильно
    ли заполнены сервис-талон, зарегистрировано ли ГБО на сайте выбранного вами
    пункта (или сети пунктов) автосервиса.

Вы можете
пользоваться благами, доступными при езде машины на газотопливе.

Цена на установку гбо

В первую
очередь стоимость монтажа и пусконаладки ГБО зависит от конкретной марки и
модели машины, “фирменности” оборудования (могут использоваться китайские
комплектующие, по сравнению с итальянскими не обладающие таким же высоким
уровнем качества.

Реальная
сумма к оплате лежит в пределах 30.000 – 100.000 р., включая пусконаладку и
гарантию автосервиса.

Отзывы

“У меня на авто используется
пропан-бутан. Насколько знаю, на метан оборудование стоит раза в 1,5 дороже,
чем на пропан-бутан. Заправок на метан почти нет. Но стоит метан дешевле. Давление
в баллоне пропан-бутана 15-16 атмосфер, метану же нужно не менее 200…”

Юра Уфа

“У меня знакомый купил 3 года назад
“Хонду Сивик” 2001 г. на метане, установка “родная”, машина может ездить только
на газу, заправка бензином не предусмотрена, стоимость заправки бака сейчас
около 170 р., стоимость поездки в Новосибирск из Кемерово и обратно — около 200
р., но есть и минусы в том же Кемерово всего две заправки, так что приходиться
держать руку на пульсе.”

Сергей Москва

“У моего знакомого “ГАЗель” на
метане. Говорит, очень выгодно. В морозы ездил на ней, хоть и на улице стоит.
Не знаю, может, он её на бензине заводил…”

Игорь Иванович Санкт-Петербург

“Почти все мои клиенты, ранее перешедшие на пропан, вернулись обратно на бензин. Через 4-6 лет оборудование требует почти 80-90% процентов вложения от первоначальной цены. Если лет 9 назад на ГАЗС были очереди то теперь лишь изредка заезжают — в основном с баллонами. Позавчера ПК перенастраивали на заправке. Итог — за 2 часа всего 3 машины”

Антон из Иваново

Оцените статью
Obzorka24.ru